Горизонты ОАО "Горизонт"

Сергей Мартинович Гунько, заместитель генерального директора по науке и техническому перевооружению ОАО "Горизонт", принадлежит к новому поколению белорусских руководителей, которым не на словах, а на деле приходится сталкиваться с понятиями "рынок", "конкурентная борьба", учиться выживать в новых условиях, общаться с менеджментом ведущих мировых высокотехнологичных компаний. Сегодня мы беседуем с ним о новых проектах, которые позволят предприятию выживать и развиваться в ближайшее десятилетие.


- Вы давно на заводе, свой первый телевизор помните?

- На "Горизонте" я уже десять лет. Пришел сразу после окончания вуза молодым специалистом. Первый телевизор, который принял в разработку, помню прекрасно, это была модель с диагональю экрана 37 сантиметров - самая первая. В простонародье её называли "бегемотиком". Эти аппараты до сих пор исправно работают во многих квартирах белорусов, да и россиян тоже.

- Какова нынешняя концепция развития производства на "Горизонте"?

- Сегодня "Горизонт" уже не телевизионное предприятие. Мы относимся, скорее, к радиоэлектронной промышленности и выпускаем целый спектр бытовой аппаратуры. Но телевизионное направление традиционно занимает значительное место. Изменилась тенденция рынка, и мы вынуждены были изменить направление производства. Уже года четыре назад стало ясно, что кинескопы обычной конструкции уходят в прошлое, и через пару лет их, абсолютно во всех сферах, заменят LCD-дисплеи различных конструкций и модификаций. Несколькими годами ранее завершилась известная российско-белорусская программа "Союзный телевизор". Появилась новая, государственная - "Цифровое телевидение". Она обеспечивала финансирование всех перспективных разработок в этом направлении. В рамках этой программы "Горизонт" приступил к разработке телевизоров на основе LCD-дисплеев.

- Кто на "Горизонте" занимается разработкой дизайна новой продукции, как рождаются идеи?

- Основные работы ведутся в конструкторском бюро института цифрового телевидения. А идеи рождаются так же, как и в мире высокой моды. Наши дизайнеры ездят на все мировые выставки, изучают доступные информационные источники. Словом, знакомятся "с темой" всеми возможными методами. А результат уже зависит только от их таланта и профессионализма.

Команда маркетологов "Горизонта" постоянно ведет мониторинг изменений на мировом телевизионном рынке. Стараемся быть в курсе всего, что там происходит. Кроме того, постоянно встречаемся с руководством компаний, работающих на рынке бытовой электроники. Обсуждаем поставки комплектующих и элементной базы, вопросы взаимного сотрудничества. Если перечислить всех, с кем мы регулярно встречаемся, получится список абсолютно всех мировых лидеров в этой области.

- Сколько "живет" новая модель ТВ-приемника?

- Около двух лет. Затем она снимается с производства. Это связано с тем, что в последние годы телевизионный рынок меняется, и происходит это с каждым годом все быстрее. Конкуренция очень жесткая. И если не предлагать постоянно что-либо новое, нишу на рынке можно потерять. Поэтому мы стараемся обновлять модельный ряд ежегодно, почаще менять дизайн, предлагать потребителям новые идеи, варианты.

- Сколько в нашем телевизоре отечественных комплектующих?

- "Горизонт" придерживается традиционного построения телевизоров. Главным устройством, по сути, "сердцем" телеприемника является процессор компании "Филипс", элементная база самая современная. Мы, правда, максимально пытаемся использовать отечественную элементную базу, ту, которая не влияет на технические характеристики и качество работы телевизоров. В основном, это продукция, сделанная на "Интеграле", на нашем филиале в Поставах, других предприятиях радиоэлектронной промышленности. Но многое делаем и сами. Недавно, например, приобрели специальную линию для покраски, которая даст возможность кардинально изменить дизайн телевизоров.

В прошлом году мы впервые применили технологию литья корпусных деталей под давлением газа. Это одна из современнейших разработок, которой на постсоветском пространстве обладают немногие предприятия. Она позволяет снизить расходы на материал, облегчить режим работы термопластавтоматов (литьевых машин) и отливать изящные корпуса LCD-телевизоров. Технология основана на разработанном недавно методе получения газа при помощи специальной газогенерационной установки, вырабатывающей газ из атмосферного воздуха. Это замкнутый цикл, не требующий никаких расходных материалов.

- Какие LCD-панели используете в производстве телевизоров?

- Абсолютно современные. Схемотехника наших телевизоров построена на дискретизации телевизионного сигнала в цифровой формат, и телевизор работает с качественным цифровым сигналом. Сами панели покупаем у LG-Philips и других мировых брендов. Все приобретаемые панели отличного качества. Подробнее с характеристиками панелей можно ознакомиться на нашем сайте.

- Новое оборудование покупаете?

- Предприятие активно совершенствует производственную базу. Инвестиции в основное производство делаются ежемесячно. Их ежегодный объем не бывает ниже семи миллиардов рублей. Сегодня основные конвейеры перемещены с центральной производственной площадки на другую, по ул. Софьи Ковалевской. В нынешнем году планируем закупить современную линию монтажа шасси, обеспечивающую возможность быстрой переналадки и производства широкого спектра радиоэлектронной техники.

- Как у вас складываются отношения с "Витязем", вы коллеги или конкуренты?

- На внешних рынках мы друг друга рассматриваем как конкуренты. Правда, в основном, это касается продаж и маркетинговой политики. В части развития технологий сотрудничаем. Самый простой пример - участие в государственных программах. По программе ГНТП "Радиоэлектроника" ОАО "Горизонт" является головным предприятием, ведущим программу, а "Витязь" - партнёр.

- Чувствуете ли конкуренцию производителей из Юго-Восточной Азии?

- Конечно! Наверняка их влияние ощущается во многих отраслях экономики. Наше главное отличие от коллег из Китая и Юго-Восточной Азии в доступности финансовых ресурсов. Если там денежные поступления практически не ограничены, то отечественные, да и российские производители, зачастую не имеют и сотой доли этих средств. А чем больше средств, тем успешнее бизнес.

- Готовитесь к переходу на цифровое вещание?

- В прошлом году появился первый гибридный телевизор, который позволяет принимать как аналоговое, так и цифровое вещание, а также цифровая приставка к аналоговому телевизору. К сожалению, пока, ввиду отсутствия контента, цифровое наземное вещание неактуально.

Кабельные операторы предлагают достаточно широкий спектр программ в аналоговом формате.

- Расскажите подробнее о новой продукции "Горизонта". Насколько я знаю, её спектр далеко не ограничивается телеприемниками...

- Мы все еще производим целый модельный ряд кинескопных телевизоров с диагональю экрана от 14 до 34 дюймов. Выпускаем LCD-телевизоры с диагональю от 20 до 32 дюймов.

Освоили производство семи моделей СВЧ-печей, четырех видов пылесосов. Закончена разработка первых трех моделей бытовых кондиционеров, они уже прошли производственные испытания и поступили в продажу.

Традиционным стало и создание все новых моделей DVD-проигрывателей. Сегодня тенденция рынка свидетельствует, что на каждый телевизор покупается, минимум, по одному DVD-проигрывателю, вот и осваиваем эту нишу.

Конструкторы "Горизонта" развивают и направление, связанное с приемом цифрового телевизионного сигнала.

Освоение этого рынка актуально уже на ранней стадии, поэтому в начале прошлого года покупателям были предложены комплекты спутникового телевидения, которые позволяют принимать сигналы любого спутника, охватывающего своим вещанием Беларусь. Наши тюнеры без труда настраиваются на открытые каналы, а недавно появился и новый комплект оборудования, позволяющий принимать сигналы сразу нескольких спутников. Начато производство 15-, 17- и 19-дюймовых компьютерных мониторов. Выпускаем MP-3-плееры.

- А квадрациклы, что стоят у вас в фойе, тоже будут производиться серийно?

- Да, эти маленькие скоростные машины пользуются в мире немалым спросом. Поэтому мы планируем первыми в Беларуси начать их производство.

- Что еще планируете делать в перспективе?

- Производственные мощности позволяют нам выпускать до миллиона телевизоров ежегодно. В новом году собираемся расширить модельную линейку СВЧ-печей. Рассчитываем сократить период обновления модельных рядов своей продукции до полугода. Появятся и новые направления в производстве - медицинская электроника и техника. Всего прирост производства планируется на уровне 10% к 2006 году. Расширится и экспорт продукции. Для этого есть все предпосылки. Например, в России, в Москве и Украине "Горизонт" давно имеет и собственные представительства, и сеть обслуживания техники.

В России, кстати говоря, рынок давно насыщен телевизионной продукцией, там сегодня продается продукция более чем ста брендов, в числе которых и основные игроки мирового рынка.

Эдуард ТРОШИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

03 за 2007 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!