Бульдоги под ковром

Есть в английском языке замечательное выражение, которое на русский переводится как "схватка бульдогов под ковром". То есть ожесточенная борьба с минимумом ее внешних проявлений. Для стороннего наблюдателя - мир и благодать, и только самые внимательные могут заметить, что идет драка не на жизнь, а на смерть. Правда, выражение "схватка бульдогов под ковром" чаще используют при описании каких-либо политических коллизий, но мы его используем, чтобы прокомментировать события в IT-индустрии. Впрочем, без международной политики здесь тоже не обошлось.

Тайваньская компания Acer, которая является одним из крупнейших производителей компьютеров в мире, объявила о грандиозной покупке - она приобретает четвертого по величине сборщика ПК в США компанию Gateway. При этом покупка происходит в форме "дружественного поглощения", то есть с полного согласия как акционеров, так и топ-менеджеров Gateway. Топ-менеджеры Acer давно вели переговоры c руководством Gateway, так что это приобретение не стало слишком большой неожиданностью. Разве что никто не ожидал, что соглашение будет заключено ранее 2008 года.

Согласно условиям сделки, Acer заплатит за каждую акцию Gateway по 1,9 USD, то есть на 57% больше рыночной стоимости. Похоже, именно такая большая сумма премии и помогла "уломать" акционеров американского производителя ПК. В результате общая сумма сделки, которая завершится к концу 2007 года, составит порядка 710 млн. USD.

В США компания Gateway по итогам II квартала 2007 года уступала только HP и Dell, хотя на мировом рынке эта торговая марка малоизвестна. Внешне теперь мало что изменится: на территории США объединенная компания продолжит выпускать компьютеры под торговой маркой Gateway. При этом бренд Acer с американского рынка никуда не исчезнет: Gateway будет позиционироваться как более дорогая и престижная продукция, а Acer - более дешевая, бюджетного класса.

Что касается общемировых показателей, то Acer после присоединения Gateway будет выпускать 20 млн. ПК в год, а ее выручка превысит 15 млрд. USD. Для сравнения: во II квартале 2007 года в мире было продано 59 млн. ПК. Корпорация Hewlett-Packard продала 11,1 млн., Dell - 9,1 млн., Lenovo - 4,9 млн., Acer - 4,4 млн., Toshiba - 2,4 млн. Теперь очевидно, что Acer к концу года уверенно займет третье место в списке крупнейших производителей персональных компьютеров, вытеснив из тройки лидеров китайскую Lenovo, рыночная доля которой оценивается в 8,3%.

Так вот, именно между Acer и Lenovo сейчас начинается та самая "схватка бульдогов под ковром". Прежде всего, Lenovo явно и безусловно нацелена на мировое лидерство, и откат с третьего места на четвертое в ее планы наверняка не входит. После того, как Lenovo два года назад купила подразделение IBM по производству персональных компьютеров, эта корпорация развивалась такими темпами, что быстро стала одним из символов китайской экспансии в секторе hi-tech. И вот теперь - первое столкновение с равным по силе противником.

Интрига заключается еще и в том, что Acer не только вытесняет Lenovo с третьего места в мировом рейтинге, но и лишает весьма многообещающей перспективы развития. В последнее время Lenovo серьезно нацелилась на богатый европейский рынок ПК и планировала начать свою экспансию на него с покупки регионального лидера - компании Packard Bell. Теперь же китайцам придется забыть об этих планах: Packard Bell - дочерняя компания Gateway, так что Acer получит крупнейшего европейского сборщика ПК автоматически, как один из активов американской корпорации. Каковы будут ответные действия Lenovo, лично я предсказать не берусь.

Ну и, наконец, большая политика. Acer - тайваньская компания, а Lenovo - китайская. Тайвань и Китай - злейшие враги, при этом Китай - прямой конкурент США на мировом рынке. Во многом из-за этого США уже полвека поддерживают Тайвань и даже не собираются выводить с острова свои войска. Кроме того, в США и ряде европейских стран (прежде всего в Германии) власти начали проводить политику по ограничению китайских инвестиций в свою экономику. Попросту говоря, вряд ли американское антимонопольное ведомство дало бы разрешение на покупку компании Gateway корпорацией Lenovo. Но свято место пусто не бывает, вот Gateway и досталась Acer.

Тут еще можно вспомнить, как год назад многие официальные лица в США выступали категорически против покупки американскими госструктурами и крупными корпорациями ПК производства Lenovo. Это мотивировалось тем, что коварные китайцы, дескать, могут установить в компьютерах "жучков" для электронного шпионажа. Сложно сказать, насколько обоснованы были те предположения, но свою роль в ограничении доступа продукции Lenovo на американский рынок они явно сыграли.

Виктор ДЕМИДОВ


Справка "КВ"

Основанная в 1976 году, тайваньская компания Acer занимает по производству ПК четвертое место в мире после HP, Dell и Lenovo и второе место в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). В 2000 году компания расширила свою производственную деятельность и начала продвижение под собственной торговой маркой самого широкого спектра продукции. Сегодня Acer выпускает настольные и портативные компьютеры, серверное оборудование, устройства хранения данных, мониторы и периферийные устройства, цифровые устройства, ЖК-телевизоры и решения для электронного бизнеса, предназначенные для использования на предприятиях, в правительственных и образовательных учреждениях, а также для дома и развлечений. Штат компании насчитывает 5.600 сотрудников во всем мире. Компания Acer создала консолидированную сеть продаж и сервисного обслуживания в более чем 100 странах. Совокупный доход компании в 2005 году превысил 9,7 млрд. USD.

Компания Acer является лидером региона EMEA по поставкам ноутбуков и удерживает 20,9% доли рынка. Acer удерживает первое место в 11 странах: Италии, Франции, Испании, Германии, России, Чехии, Австрии, Бельгии, Голландии, Греции и Польше, а также второе место в ЮАР, Финляндии, Дании, Норвегии, Турции, Швеции и третье - в Венгрии.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2007 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!