Битва за нетбуки

А помните кровопролитную войну за мировое господство между Лихтенштейном и Монако?..

Так уж сошлись звезды, что сегодняшний бизнес-обзор будет целиком и полностью посвящен рынку (и перспективам) нетбуков. Слишком уж громко заявили они о себе в 2008-2009 годах и слишком уж неопределенной выглядит их судьба сегодня.

Аналитическая компания IDC недавно опубликовала данные, согласно которым рост объема продаж нетбуков в I квартале этого года существенно замедлился, по сравнению с тем же периодом 2009 года. А именно: в январе-марте во всем мире было продано 4,8 млн нетбуков стоимостью от $200 до $500 (год назад - 3,6 млн). То есть, в сравнении с I кварталом 2009-го, рост рынка составил 33,6%. Сравните: в 2009-м за первый квартал рост объемов продаж составил 827%, то есть превысил показатели первого квартала 2008 года почти в 10 раз. А в ходе продаж в праздничный сезон 2009-го на долю нетбуков пришлось порядка 26% всех проданных ПК.

Взрывной рост годичной давности эксперты сегодня объясняют тем, что покупателей тогда привлекала низкая стоимость нетбуков. В условиях кризиса это было весьма актуально. Однако теперь рынок насытился, а покупательная способность выросла. Запасы непроданных нетбуков также начали расти.

Но что будет дальше? Некоторые эксперты уже поспешили заявить, что нетбуки уступят свою долю рынка портативных ПК входящим в моду планшетным компьютерам, и явление iPad - суть знамение заката короткого, хотя и блистательного царствования нетбуков. Тут стоит вспомнить, что при появлении нетбуков на рынке производители пытались позиционировать их как новое устройство. Однако, потребители вполне справедливо сочли их только лишь новой разновидностью ноутбуков.

Планшетники, несомненно, - устройства нового класса портативных ПК. Их ярые приверженцы (и противники нетбуков) указывают на то, что первый и второй по величине производители ПК в мире - Hewlett-Packard и Dell - готовятся резко сократить объемы выпуска нетбуков с 10-дюймовым экраном и уже существенно урезали объемы инвестиций в этот сегмент. Информация об этом поступила из тайваньских источников, которые утверждают, что Dell и HP планируют сократить производство нетбуков и сделать акцент на ультратонкие ноутбуки с экраном от 11,6 дюйма. При этом, дескать, HP может и вовсе отказаться от производства 10-дюймовых "лэптопов для Интернета". И все эти действия - следствие неудовлетворительных продаж систем на базе платформы Intel Atom последнего поколения.

Однако муха сомнения ползает по тарелке моего ума. Вряд ли нетбуки так легко сдадут свои позиции. Да и исследование компании NPD подтверждает: 51% потенциальных покупателей не видят у iPad каких-либо преимуществ перед обычными нетбуками. Эта цифра значительна даже среди тех, кто уже обладает устройствами от Apple - 44%.

Другие результаты упомянутого исследования таковы: 57% потенциальных покупателей iPad настораживает высокая цена планшета - $499 даже за минимальную конфигурацию. Из числа опрошенных только 18% однозначно хотят купить iPad, а однозначно не сделают это (по крайней мере, в ближайшее время) 66%.

Опрос также показал: те, кто планирует купить iPad, интересуются прежде всего его браузером и медиапроигрывателем. По этому поводу аналитик NPD Стивен Бейкер говорит: "Если посмотреть, каким образом люди планируют использовать iPad, несложно понять, почему владельцы других устройств, в которых уже есть эта функциональность, например, iPod touch, нетбук или ноутбук, просто не хотят платить $500 и больше за однотипное устройство".

К тому же нетбуки готовят "ответный удар". Функциональные возможности нетбуков скоро серьезно расширятся благодаря применению графической платформы нового поколения Nvidia Ion. Эта технология позволит повысить графическую производительность систем в 15 раз, по сравнению с нетбуками на базе встроенной графической системы Intel GMA. Нетбуки с Ion 2 появятся в продаже уже достаточно скоро.

Кстати, и компания Dell опровергла слух о планах прекратить развитие своего единственного нетбука Mini 10. В Dell эту информацию назвали безосновательной и обратили внимание на то, что в последнее время вышли две новые версии Mini 10 с поддержкой HSPA+ для Verizon и с WiMAX для Clear.

А компания VIA представила свой новый медиа-процессор VIA VX900, и теперь компании Samsung и Lenovo готовятся выпустить в июне новые нетбуки на его базе. Новинки смогут без проблем проигрывать, например, видеоконтент в формате Full HD 1080p. Кроме того, разрешения мониторов этих нетбуков также будут поддерживать HD-качество.

В любом случае, независимо от того, "кто кого сборет" - нетбуки или планшетники - портативные ПК останутся "королями горы". По прогнозу компании DisplaySearch, в этом году мировой рынок компактных персоналок вырастет до 215 млн штук по поставкам и до $117 млрд по доходам. Более того, в 2010 году категория нетбуков/ноутбуков/планшетников окажется самым быстрорастущим сегментом глобального рынка ПК. При этом стабильный рост будет наблюдаться на рынках развивающихся регионов. Другим двигателем роста станут корпоративные (B2B) расходы на ПК, которые будут восстанавливаться после кризиса во второй половине нынешнего года.

В DisplaySearch говорят: "Мы ожидаем, что, как и iPad от Apple, планшеты от других вендоров будут также позиционироваться как устройства для потребления контента и работы с контентом. В итоге необходимость больше внимания уделять дизайну и функционалу приведет к тому, что средняя стоимость этих устройств окажется выше средней стоимости нетбуков".

И еще. Ряд отраслевых аналитиков считает, что мировые поставки ноутбуков во второй половине года (традиционно пиковый сезон продаж в Европе и США) могут не сильно вырасти в сравнении с первой половиной 2010-го.

Однако это связывается не с негативными изменениями в рамках индустрии, а со слишком сильным ростом спроса в азиатско-тихоокеанском регионе. В 2009 году 40% всех ноутбуков было поставлено розничным продавцам в первой половине года и 60% - во второй. Но сейчас спрос со стороны Китая растет слишком быстро, и эта пропорция по итогам 2010-го может составить около 50% и 50%.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2010 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!